Организация работы с детьми прогулочных групп с кратковременным пребыванием
На протяжении второго и третьего годов жизни происходят значительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Если в первый год он получал достаточно ласки и внимания со стороны взрослых, которые делали все необходимое для обеспечения ведущих линий его развития, то к началу второго года наблюдается состояние эмоционального благополучия, при котором ребенок чувствует себя комфортно, не испытывает длительных отрицательных эмоций. Он жизнерадостен, деятелен, активен, любознателен, общителен, эмоционально уравновешен, при этом понят, принят, любим взрослым. У него начинается новый этап в освоении окружающего мира: формируется потребность в общении со взрослым по поводу действий с предметами, развивается познавательный интерес.
В целях успешного осуществления деятельности в ГКП необходимо создать благоприятный психологический микроклимат, атмосферу эмоционального благополучия. В психологическом словаре раскрывается понятие «эмоциональное состояние», которое трактуется следующим образом: особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта или дискомфорта (мне хорошо — мне плохо) как интегральное ощущение благополучия/неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Это понятие соотносимо с понятием «настроение» как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида.
В психолого-педагогической литературе определяются следующие условия эмоционального благополучия дошкольников:
o состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;
o особенности взаимодействия со взрослыми (воспитатель, специалисты);
o особенности взаимодействия с детьми группы, которую он посещает;
o эмоциональная обстановка в группе;
o обстановка в семье.
Эти компоненты взаимосвязаны и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду. Определены следующие условия создания психологического комфорта:
o говорить тихо, спокойно;
o использовать в своей речи ласкательные формы, обороты как можно чаще;
o петь чаще с детьми и для детей;
o ценить минуты, когда вы все вместе можете пережить радость от чего-то
увиденного или услышанного;
o стремиться, чтобы дети получали разные интересные впечатления;
o следить, чтобы воспитанникам никогда не было скучно, чтобы они были чем-
то заняты;
o не принуждать детей к участию в каких бы то ни было занятиях;
o поддерживать порядок и следовать нормам справедливости в группе,
следить за равным соблюдением принятых норм;
o создавать положительные традиции в жизни группы;
o поощрять стремление и попытки детей что-то сделать, не оценивая результата их усилий;
o сохранять внутреннюю убежденность, что каждый ребенок умен и хорош по-
своему, вселять в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества;
o не стремиться к тому, чтобы все дети учились и развивались в одном темпе;
o находить с воспитанниками индивидуальный личный контакт и стиль общения. Каждый ребенок должен чувствовать, что вы выделяете его из общей массы.
Данные условия являются основополагающими в работе с детьми прогулочных и адаптационных групп.
В основу деятельности групп педагогам следует учитывать принципы.
— Учет ведущей (предметной) деятельности, которая видоизменяется на разных возрастных этапах. На втором году она предметно-манипулятивная, на третьем — предметно-процессуальная, когда рождается сюжетно-ролевая игра.
— Событийность.
— Взаимосвязь сенсорно-познавательного, художественно-творческого и физического развития детей. Маленькие дети выполняют только то, что им известно, интересно, что их волнует и эмоционально значимо для них. Педагоги знакомят детей с цветом, формой, звуками и сенсорными качествами, закрепляют данные знания в детской деятельности.
— Партисипативность (разновключенность) всех участников образовательного процесса: воспитателей, специалистов, родителей.
— Взаимосвязь родителей и педагогов в едином пространстве группы. При этом родители — ассистенты, а педагог наблюдает, анкетирует, проводит опрос и консультации родителей.
Планирование работы целесообразно осуществлять по тематическим неделям.
Примерные задачи при планировании работы с детьми.
— формировать у детей навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками
— обучать умению слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят и на том, кто говорит;
— развивать и гармонизировать эмоциональное и ситуативно-деловое общение детей со взрослыми, формировать эмоциональные контакты со сверстниками;
— формировать навыки общения в вербальной и невербальной форме, стимулируя появление и развитие экспрессивной речи;
— обучать через подражание игровым действиям, основанным на опыте ребенка и являющимся отражением в условной форме совершаемых им лично или наблюдаемых реальных действий;
— организовывать совместную игровую деятельность детей.
Важно создать атмосферу любви к ребенку, удовлетворить потребность детей в эмоциональном насыщении и разнообразии интересной деятельности.