Как научить ребенка правильному поведению при пожаре
Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте. Пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего возраста еще в родительском доме.
Велика любознательность ребенка. Ему хочется все узнать и самому все испытать. И, конечно, в первую очередь ребенка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребенок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой — огонь; папа щелкнул зажигалкой — опять огонь; первая осознанная встреча Нового года — и все небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребенка зажигают свет — огонь.
Поэтому родителям следует самостоятельно начинать учить своих детей действовать в сложной ситуации.
На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнем. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как ребенок проявил интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребенка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребенка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любыми проявлениями огня. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.
В возрасте от 3 до 6 лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображая их поведение и труд. На данном этапе развития ребенка, кроме мер воспитательного характера требуется еще и установление надежного режима недоступности со стороны ребенка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам.
Пока ребенок не подрастет горючие жидкости, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причем прятать это нужно так, чтобы у ребенка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрывают от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.
Особенно следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всем этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные игры для их жизни.
Чем старше становится ребенок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он, а своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причем «одни» могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.
К 7 годам ребенок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребенок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать часто отвечает « Я сам».
Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует их обучить правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.
Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребенка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».
Реакция детей во время пожара:
-Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения;
— Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком большой — голос может отказать и ребенок будет молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.
— Дети часто бояться пожарных и больших ярких костюмов принимая их за чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже.
Обязательно надо рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.
Важно, что бы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать страшные истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгорания и пожаров.
Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).
Ребенок должен знать, что если видит пламя, то нужно:
— Звать на помощь взрослых или позвонить по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и конечно, ваш);
— В случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, залить его водой, используя пожарный гидрант или огнетушители;
— Не тушить огонь в квартире самостоятельно;
-Выходить их горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;
— Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;
— Если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;
Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.