День без руля: сделает ли он воздух чище

22 сентября отмечается Всемирный день без автомобиля, когда всем автовладельцам предлагается хотя бы на сутки пересесть с машины на общественный транспорт или велосипед. Первые подобные акции состоялись в странах Европы еще в 1973 году на фоне топливного кризиса. Так, власти Швейцарии призвали жителей страны на четыре дня отказаться от личного автотранспорта, а в Дании ввели свободное от автомобилей воскресенье. Сделать акцию ежегодной придумал в 1994 году американский экоактивист Фрэнсис Эрик Бриттон. В 2000 году Всемирный день без автомобиля стал международным.

По данным Международной организации автопроизводителей (OICA), в 2005 году в мире насчитывалось 892 млн автомобилей, а уже к 2015-му их количество выросло на 44% — до 1,28 млрд.

Автомобилизация захватывает мир. Если в 2000 году в мире произвели 58 млн автомобилей, то за 2019-й с конвейеров сошло уже 92 млн транспортных средств — на 59% больше. В 2020 году на фоне пандемии COVID-19 производство автомобилей обвалилось на рекордные 16%, составив 78 млн единиц. Впрочем, в 2021 оно начало восстанавливаться и, по прогнозам, наберет прежние темпы к концу 2022.

Рост производства автотранспорта в мире за последние 20 лет

По статистике ВОЗ, девять из десяти человек в мире дышат грязным воздухом. Загрязнение атмосферного воздуха — ключевой фактор множества неинфекционных заболеваний: оно служит причиной 43% всех случаев хронической обструктивной болезни легких, 29% — рака легких, 25% — ишемической болезни сердца. Ежегодно загрязнение атмосферного воздуха становится причиной 4,2 млн преждевременных смертей во всем мире.

Загрязнение воздуха автомобилями

Но мировой автопарк с каждым годом становится немного более экологичным. Активно растет доля электромобилей. Сегодня на них приходится около 1% всех машин в мире и 2,6% мировых автопродаж. Ожидается, что за следующие десять лет их доля в мировом автопарке вырастет до 13,4%, а в продажах — до 28%.

Одновременно с развитием электротранспорта совершенствуются и традиционные технологии. Из-за давления регуляторов на автопроизводителей, новые модели бензиновых и дизельных машин становятся экономичнее предшественников. Так, по данным Международного энергетического агентства (IEA), среднее потребление топлива новых авто с ДВС с 2007-го по 2017 год сократилось на 15% — с 8,5 до 7,2 литров бензинового эквивалента на 100 км пробега.

Согласно разработанному IEA сценарию устойчивого развития, чтобы ограничить глобальное потепление 1,5°C, потребление топлива новыми автомобилями с ДВС к 2030 году должно сократиться до 4,4 литров на 100 км.

Экологичность мирового автопарка, прогноз на 2030 год (согласно сценарию устойчивого развития IEA)

Учитывая нынешние темпы сокращения расхода топлива (в среднем на 15% за десятилетие), добраться до этого рубежа в срок не получится — хорошо, если к 2030 году удастся добиться результата в 6 литров на 100 км. Чтобы человечество избежало климатической катастрофы, необходимо увеличивать число электромобилей, а количество авто на углеродном топливе — сокращать.

Напомним, речь идет о личном легковом автотранспорте — это как раз тот случай, когда будущее планеты зависит от выбора людей.

 

 

 

Добавить комментарий