КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА УЛИЦАХ ГОРОДА

В то время как Вы идете с ребенком в детский сад и обратно, Вы можете научить своего ребенка некоторым правилам безопасного поведения на улице.

Залогом безопасности Вашего ребенка в отношениях «водитель-пешеход» является привычка обязательно останавливаться перед тем, как сделать шаг с тротуара на проезжую часть дороги. Также важно сформировать привычку всегда переходить дорогу только спокойным, размеренным шагом.

Особенностью развития детей является привычка «неответственного наблюдения». То есть, ребенок может сделать шаг назад, не оглядываясь, или помчаться куда-нибудь, не смотря по сторонам. Особенно большая опасность возникает, когда дети необдуманно выбегают или выходят из-за объектов, которые мешают обзору: из-за углов зданий, стоящих машин, заборов, деревьев.

Самое первое к чему Вы можете приучить своего ребенка по дороге  домой или в детский сад – это фиксировать момент перед тем, как выйти на проезжую часть. Это и называется «стоппинг».

«Стопинг» нужно повторять изо дня в день по много раз. При этом важно доходчиво объяснить ребенку, для чего необходимо делать остановку (для наблюдения за ситуацией на проезжей части).

Если Вы быстро идете или бежите с ребенком, обязательно зафиксируйте внимание ребенка на том, что перед проезжей частью нужно сменить быстрый темп шага на размеренный. Затем сделать остановку, оценить ситуацию на проезжей части, и только потом переходить дорогу в умеренном (но не медленном) темпе. Объясните ребенку, что бегущему человеку трудно смотреть по сторонам. Кроме того, поворачивать голову на бегу для осмотра трудно и опасно (можно споткнуться и упасть). А когда человек идет шагом, ему не составляет труда поворачивать голову и вправо, и влево.

Как уже говорилось, большой опасностью является привычка детей выбегать или выходить, не глядя, из-за предметов, мешающих обзору (кусты, деревья, углы домов, стоящие машины, заборы).

Мы привыкли выполнять пословицу-рекомендацию «обходи трамвай спереди, а автобус сзади», и этому же учим своих детей. Но это — грубейшая ошибка. Обучая ребенка такой тактике поведения, мы подвергаем его большой опасности.

Каждый день отрабатывайте умение ребенка «расценивать» стоящий автомобиль как предмет, за которым может скрываться опасность. Например, можно понаблюдать (но только с тротуара!), как из-за стоящего автобуса выезжает машина. Ребенка важно научить осознавать большую опасность стоящей машины и любых предметов, которые мешают хорошему обзору проезжей части.

Улица для ребенка — это непростой, обманчивый, коварный, мир, который полон скрытых опасностей и неожиданностей. И основная задача взрослых —  научить маленького человека безопасно жить в этом мире.

«ИГРАЙТЕ В ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Основным способом познания мира для детей является игра. Ребенку намного легче будет усваивать правила дорожного движения, если это процесс будет происходить в форме непрекращающейся и интересной игры.

Главная задача взрослого — использовать малейшую возможность, чтобы привлечь ребенка к осмыслению дорожной ситуации. Возбудите интерес ребенка, чтобы он с нетерпением ждал начала этой игры, когда вы вместе с ним выходите на улицу и идете привычным маршрутом. Научите ребенка, играя, «читать» дорожную обстановку, как занимательную книгу, предугадывать дорож­ные ситуации заранее, проигрывать возможные комбинации, видеть логику действий не только водителей, но и пешеходов и — что очень важно — оценивать опасность дорожных «ловушек».

Дорожные «ловушки» — это сложные ситуации на дороге, которые нельзя объяснить обычными правилами дорожного движения. Но именно они заключают в себе потенциальную опасность для пешеходов. Необходимо, чтобы ребенок умел видеть такие ловушки и не попадался в них.

Включая ребенка в игру в «дорожное движение», вы должны сами очень хорошо осо­знавать свои поступки на дороге. Нельзя просто действовать «на автомате». Нужно говорить ребенку, почему вы поступили так, а не иначе.

Помните, что ваш пример учит ребенка лучше любых слов. Не нарушайте правила дорожного движения! Если вы их уже нарушили, не оправдывайте себя. Признайте свою ошибку и скажите ребенку, что впредь ни вы, ни он так поступать не должны. Имейте в виду, что возможности восприятия у ребенка в разном возрасте разные. Не переусердствуйте, но и не пропустите момент, когда ваш малыш уже может включиться в новую игру!

 

Вот как воспринимают дорожные ситуации дети разных возрастов:

В возрасте 3-4 года

дети могут отличить машину, которая движется, от стоящей на месте. Проблема в том, что ребенок уверен: машина может остановиться мгновенно.

К 6 годам

  • угол зрения ребенка всё ещё довольно ограничен: боковым зрением ребенок способен видеть лишь две трети того, что видит взрослый человек;
  • дети не могут определить, что движется быстрее: машина или велосипед;
  • дети еще не могут правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, выкатившийся на дорогу, может занять все их внимание.

Лишь начиная с 7 лет,

дети могут более или менее уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

Начиная с 8 лет

  • дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик;
  • они уже наполовину опытные пешеходы;
  • они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учат­ся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
  • они могут определить, откуда доносится шум;
  • они учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем. Они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится;
  • они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;
  • но они по-прежнему НЕ могут распознавать чреватые опасностью ситуации.

 

 

Добавить комментарий