«Безопасность детей в наших руках»
В современном мире никто не застрахован. Особую тревогу педагоги и родители испытывают за беззащитных маленьких граждан – дошкольников. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Ведь в условиях социального, природного, экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений. Ведь ребенок при неумелом поведении в помещениях дошкольного учреждения, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников могут предостерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.
- Круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они – заинтересованные партнеры, активные помощники в работе детьми по данному направлению. Никто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
- Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, поэтому с целью охраны жизни и здоровья детей необходимо:
- Прививать детям знания основ безопасности;
- Формировать у детей чувство осторожности;
- Учить избегать опасных моментов, позволяя ребенку освоиться со сложной обстановкой;
- Регулировать физические и эмоциональные нагрузки, не допускать перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению;
- Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе делаем открытия, удивляемся. Знакомим ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учим его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.
- Путем чтения произведений закрепить правила личной безопасности в быту, на улице, на воде, с животными. Рассматривая иллюстрации, рассказывать о правилах безопасности и последствиях шалостей. Демонстрировать, какие ошибки совершают герои произведений, — как бы дети поступили в таких ситуациях.
- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
- В. Житков «Пожар», «Дыму»; С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;
- Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;
- К. Зайцева «Уроки Айболита»;
- «Колобок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка». «Красная шапочка», и др.
- Ю. Соколова «Правила безопасности»;
- И. Серяков «Улица где все спешат «, «Ученый дружок» и др. ;
- Потешки «Огуречик», «Тили — тили – тили- бом! Загорелся кошкин дом!»;
- Рассказы Е. Пермяка», «Торопливый нож», «Осторожные сказки»
- Сказки «Как в селе пожарную каланчу построили», «Как Тимоша царевну спас», «Вороненок», «Незатушенный костер» и другие из книги Т. А. Шорыгиной «Беседы о пожарной безопасности»
- С. Михалков «Моя улица», «Скверная история» и др.
- К. Чуковский «Путаница»
- Ребенок должен знать информацию о себе: имя, фамилию, адрес.
- Обозначьте для ребенка границу «свой — чужой»: установите правила относительно незнакомцев и следите за их выполнением.
- Объясните ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет).
- Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Этим вы не только не научите ребенка правильно вести себя в критической ситуации, но наоборот можете способствовать негативному развитию конфликта. Ведь неточные фразы, пугающие ребенка, не научат его правильному поведению в случае возможной опасности. Да и чрезмерное запугивание ребенка контактами с правонарушителями может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. В силу этого ваша задача — научить ребенка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса. Ради личной безопасности ребенок может нарушать все правила и запреты. Объясните также, куда ребенку надо бежать в случае опасности, к кому и как обращаться за помощью.